как работают вещи

»нтернет журнал "как работают вещи" - дл€ любознательных и любопытных

√лавна€ | ‘орум |  ак работают вещи | «наки | Ёнциклопеди€ |  аталог сайтов |  арта | —татистика | ѕодписка

Rambler's Top100

упить дозиметры.

—правочники≈диницы измерени€

–адиоактивность. ѕон€ти€. —оотношение единиц измерени€.

ѕон€ти€ и определени€

–адиоактивность - неустойчивость €дер некоторых атомов, про€вл€юща€с€ в их способности к самопроизвольным превращени€м (распаду), сопровождающимс€ испусканием ионизирующего излучени€ - радиацией.

»сточниками ионизирующего излучени€ в быту могут быть материалы стен из бетона в св€зи с загр€знением сырь€ идущего на их изготовлени€, красный кирпич, гранит и природный облицовочный камень. Ёти материалы часто имеют высокое содержание природных радионуклидов.  роме того, источником радиации могут быть любые покрыти€ и поверхности, на которые радиоактивные частицы могли быть нанесены искусственно.

¬оздействие радиации на человека называют облучением. ѕричиной воздействи€ €вл€етс€ передача энергии излучени€ клеткам организма. ќблучение вызывает нарушение обмена веществ, лейкоз и злокачественные опухоли, изменение структуры клеток, лучевое бесплодие, лучевую катаракту, лучевой ожог, лучевую болезнь.

ѕоследстви€ облучени€ сильнее сказываютс€ на дел€щихс€ клетках, в св€зи с чем дл€ детей облучение гораздо опаснее, чем дл€ взрослых.

ѕо современным нормам максимально допустимым уровнем радиации в помещении €вл€етс€ превышение над уровнем фона на открытой местности не более чем на 0,20 мк«в/ч (200 н«в/ч). ≈сли мощность эффективной дозы гамма-излучени€ в помещени€х превышает мощность дозы на открытой местности более чем на 200 н«в/ч, то необходимо проведение защитных меропри€тий.

ќткуда вз€лось такое мнение? Ќу, во-первых, сейчас ни дл€ кого не секрет, что существует естественный радиационный фон и это така€ же составна€ и неотъемлема€ часть природы, как воздух, вода и солнечный свет. ∆ить без него нельз€. ¬ернее, можно, но мыши, изолированные от вс€кого фонового воздействи€, чувствуют себ€ гораздо хуже своих вольных собратьев. “о есть дл€ организма воздействие естественного радиационного фона Ц это что-то вроде Ђхал€внойї энергетической подпитки.  ратковременное и однократное увеличение фона стимулирует многие процессы отвечающие за функционирование иммунитета и обновление клеток. ≈ще есть верси€, что в далекой древности фон был многократно выше и, за счет мутагенного воздействи€, образовалось множество разных тварей земных. ѕотом фон резко упал и за последние дес€ть тыс€ч лет ни одного нового зайца или березы у ћатушки ѕрироды создать не получилось. ѕримерно так.

≈сть у этой теории и €рые противники и их гораздо больше, чем сторонников. ѕротивники эти придерживаютс€ концепции линейного беспорогового эффекта радиации (ЋЅЁ), согласно которой безвредных доз нет, вредны любые, но по-разному. ≈сть лимит установленный природой, а все, что свыше Ц уже лишнее, а значит Ц вредное. –азработал концепцию шведский физик «иверт, он же придумал эффективную эквивалентную дозу, за что и был увековечен в качестве ее единицы.

ќткуда беретс€ радиационный фон? ѕрежде всего, общий фон надо раздел€ть на естественный природный и неестественный техногенный. “ехногенный, пон€тно, фабрики, заводы, „ернобыль, и телевизор в каждом доме. ѕлюс ежегодна€ флюорографи€.

¬ свою очередь, источниками радиации определ€ющими природный фон €вл€ютс€, как это не банально звучит Ц небо и земл€. »з космоса на нас лет€т все мыслимые и не мыслимые виды излучени€, способные испепелить на своем пути все живое. ќднако, фильтру€сь через атмосферу (особенно через многострадальный озоновый слой), на землю попадает, то что попадает и никакого воздействи€ мы не чувствуем. ќт земли навстречу неустанно поднимаетс€ газ радон, продукт распада радиоактивных элементов. Ёлементы эти в разных количествах есть под всей поверхностью земли и радон выдел€етс€ везде и посто€нно Ц и в јнтарктиде под пингвинами, и в јфрике под пигме€ми, и пр€мо сейчас у нас из подвала. ѕоэтому в душных подвальных помещени€х радиационный фон всегда выше, чем на чердаке.

ѕоскольку радиаци€ не пахнет, ее присутствие приходитс€ определ€ть и измер€ть с помощью разнообразной дозиметрической аппаратуры. Ќекоторые индивидуумы иногда за€вл€ют, что чувствуют изменени€ в своем организме даже при малейшем и кратковременном изменении радиационного фона, например, после ортопантомографии. ћожно с уверенностью сказать, что это никака€ не сверхчувствительность, а просто истерика или вранье. ¬ ’ирасиме Ц там, конечно да, все резко почувствовали, а тут Ц не тот случай.

ƒл€ измерени€ мощности излучени€ и полученной дозы существует много разных единиц, но население наше между собой эти единицы, как правило, не различает и все, что св€зано с излучением мер€ют в Ђрентгенахї. –ентгены у нас излучают, получают, их хватают, они летают, образуютс€ и накапливаютс€. —разу следует сказать, что рентген сейчас считаетс€ единицей внесистемной и вместо него официально используетс€ Ђ улон на килограммї Ц  л/кг. ќднако  улон, из-за некруглости своей, единица очень неудобна€ и поэтому, дл€ разного рода расчетов до сих пор допускаетс€ использование единицы рентгена. ¬ общем, рентген Ц это такое количество излучени€, при воздействии которого в 1 кубическом сантиметре воздуха образуетс€ 2,08х109 пар ионов. » все. ќстальное Ц не рентген.

¬ рентгенах измер€ют количество генерированного излучени€ или экспозиционную дозу. “о есть, это количество энергии, которое, можно сказать, в вашу сторону вылетело, и должно упасть, если ничем не предохран€тьс€. “о, что упало и осталось в организме, называетс€ поглощенной дозой и измер€етс€ в √ре€х. √рей Ц это 1 джоуль энергии на 1 кг живого веса. ѕо старому 1 √р равен 100 рад (Radiation Absorbed Dose) и получаетс€ он при воздействии экспозиционной дозы в 100 рентген. ќднако, рад, как и бэр (биологический эквивалент рентгена) Ц тоже единицы внесистемные и сейчас не используютс€. ¬место них используетс€ «иверт. „то такое «иверт? ¬от если на ¬ас (не дай Ѕог, конечно!) упал 1 √рей лучистой энергии, то, проника€ во внутрь ткани, луч ослабл€етс€ за счет тканевого поглощени€. ¬ результате, грубо говор€, от целого упавшего на кожу джоул€ на килограмм, с учетом коэффициента тканевого ослаблени€, остаетс€ 0,85. Ќо уже внутри, в ткан€х Ц это и есть «иверт. ƒоза, измер€ема€ в «ивертах, называетс€ эквивалентной, то есть соответствующей определенному виду излучени€ (α, β, γ, X-R). ќднако, дл€ рентгеновского излучени€ поглощенна€ и эквивалентна€ дозы считаютс€ равными. ѕоступивша€ в ткани энерги€ проделывает определенную работу и способна вызвать в организме какой-либо эффект. ƒл€ оценки возможных эффектов, как скорых, так и веро€тных отдаленных (стохастических) используют пон€тие Ц эффективна€ эквивалентна€ доза. ќпредел€етс€ она из расчета воздействи€ на весь организм путем нахождени€ среднего числа от эквивалентных доз, полученных 12-тью самыми проблемными местами организма. Ётими Ђместамиї €вл€ютс€: половые железы, молочные и щитовидна€ железы, красный костный мозг, легкие, надпочечники, поверхность ближайшей костной ткани и еще 5 наиболее подверженных воздействию участков при данном виде исследовани€. ¬ нашем случае это €зык, глаз, слюнные железы, хрусталик и гипофиз.

“ак что же, все-таки такое 1 «иверт? Ёто така€ эффективна€ эквивалентна€ доза, котора€ получаетс€ при поглощенной дозе в 1 √рей. ј что такое 1 √рей Ц много или мало? ≈сли поставить 100 нормальных здоровых мужиков и каждому одномоментно раздать по √рею, то велика веро€тность того, что половина из них заболеет лучевой болезнью. »наче говор€, поглощенна€ доза в 1 √р в 50% случаев вызывает развитие лучевой болезни в различных ее про€влени€х. »злечение при такой дозе происходит самопроизвольно. јбсолютно смертельна€ доза дл€ человека Ц 6 √р. ѕоэтому √рей, или то же самое «иверт Ц это очень больша€ доза. ≈сли не участвовать в ликвидации радиационных катастроф, не подвергатьс€ лучевой терапии по поводу опухоли и не пытатьс€ создать в сарае атомную бомбу Ц такую дозу вр€д ли можно где-то просто так получить. ѕоэтому более широкое применение наход€т меньшие единицы.

–азделив 1 «иверт на 1000 мы получаем милизиверт. “о есть 1 м«в Ц это одна тыс€чна€ «иверта. ќп€ть же, сколько это Ц 1 милизиверт?

≈сли убрать техногенный фон и забратьс€ в самый экологически чистый район, где не делают флюорографию, не смерд€т кочегарки и не добывают уран Ц естественный фон там будет примерно 0,5-1,0 милизиверт в год (1 м«в). ѕредельно допустимой дл€ жизнеде€тельности человека величиной фона считаетс€ 5 м«в в год. ≈сли брать планету в целом, то средний естественный фон составл€ет 2 м«в. ќднако, Ђсредн€€ температура по больницеї Ц совсем не означает, что во всех палатах одинаково прохладно. ¬ „ернобльской зоне, в одном из многочисленных Ѕоливийских —ан-ѕаулу и кое-где на юге јфрики фон перехлестывает все мыслимые границы и Ц ничего, люди живут.  ороче Ц 1 милизиверт в год Ц это така€ доза, котора€ считаетс€ абсолютно безопасной при добавлении ее к среднему естественному фону, и именно столько отпущено нам на год дл€ проведени€ рентгенографии, согласно —јЌѕ»Ќу и Ќ–Ѕ. Ќо, милизиверт, оп€ть же, величина достаточно крупна€. Ќапример, обычна€ пленочна€ флюорографи€ обеспечивает дозу около 0,5-0,8 милизиверта. ѕоэтому, делим милизиверт еще на тыс€чу. ѕолучаем Ц микрозиверт.

ћикрозиверт Ц 1 мк«в Ц это одна тыс€чна€ милизиверта или одна миллионна€ «иверта. “о есть, пленочна€ флюорограмма равна 500-800 мк«в, а цифрова€ 60 мк«в.  омпьютерна€ томограма черепа, сделанна€ на пошаговом томографе обеспечивает 1000-15000 мк«в, на современном спиральном Ц 400-500 мк«в, а на челюстно-лицевом томографе с плоскостным сенсором, типа PICASSO или ACCUITOMO Ц 45-60 мк«в. ѕочувствуйте разницу.

Ќу, и, наконец, где можно получить дозу в 1 мк«в? ≈сли открыть ЂTaschenatlas der Zahnarztlichen Radiologieї ‘ридриха ѕаслера и ’айке ¬иссер, больше известную у нас в русском переводе как Ђ–ентгенодиагностика в практике стоматологаї, то где-то в середине книги можно найти информацию, что сери€ из 20 внутриротовых снимков, выполненных с помощью визиографа и современного рентгенодиагностического аппарата с круглым тубусом, обеспечивают эффективную эквивалентную дозу 21,7 мк«в. ƒанные официально опубликованы в √ермании в 2000 г. “о есть, по немецким расчетам, один внутриротовой снимок зуба как раз и соответствует примерно одному микрозиверту.

“еперь - сводна€ информаци€ о единицах измерени€, св€занных с радиоактивностью.

«иверт

«иверт («в) - единица эквивалентной и эффективной эквивалентной доз в системе —». 1 «в равен эквивалентной дозе, при которой произведение величины поглощЄнной дозы в √рэ€х (в биологической ткани) на коэффициент W будет равно 1 ƒж/кг. »ными словами, это така€ поглощЄнна€ доза, при которой в 1 кг вещества выдел€етс€ энерги€ в 1 ƒж. ¬ общем случае: 1 «в = 1 √р*W = 1 ƒж/кг*W = 100 рад*W = 100 бэр

ѕри W=1 (дл€ рентгеновского, гамма-, бета-излучений, электронов и позитронов) 1 «в соответствует поглощЄнной дозе в 1 √р: 1 «в = 1 √р = 1 ƒж/кг = 100 рад = 100 бэр.

ѕример. ≈сли в каком-либо месте зафиксирован фон (от гамма-излучени€) в 25 мк–/час, то за 1 час пребывани€ в этом месте человек получит эквивалентную дозу (Ёƒ) в 0,25 мк«в. «а неделю соответственно: Ёƒ = 25 мк–/час * 168 час = 4200 мкбэр = 0,042 м«в, а за год: Ёƒ = 25 мк–/час* 8760 час = 219000 мкбэр = 2,19 м«в. Ќо если така€ же поглощЄнна€ доза будет создана α-излучением (например, при внутреннем облучении), то с учЄтом коэффициента качества (20) эквивалентна€ доза за 1 час составит: Ёƒ = 25 мк–/час * 20 * 1 час = 5 мк«в, т.е. она будет эквивалентна поглощЄнной дозе от рентгеновского, гамма-, бета-излучений, в 500 мкрад (5 мк√р).

Ѕеккерель (Ѕк, Bq)

≈диница активности нуклида в радиоактивном источнике (в системе —»). ќдин беккерель соответствует одному распаду в секунду дл€ любого радионуклида.

√рей (√р, Gy)

≈диница поглощенной дозы в системе —». ѕредставл€ет собой количество энергии ионизирующего излучени€, поглощенной единицей массы какого-либо физического тела, например ткан€ми организма. 1 √р = 1ƒж/кг

внесистемные единицы радиокативности

юри ( и, Cu)

≈диница активности изотопа.

1  и = 3.7*1010Ѕк
    1 Ѕк = 1 распада/с
    1 Ѕк=2.7*10-11 и

рад (рад, rad)

≈диница поглощенной дозы излучени€ D.

1 рад = 0,01 = √р10-2 √р
    1 √р=1 ƒж/кг

бэр (бэр, rem)

≈диница эквивалентной дозы H

1 бэр = 0,01 «в
    1 «в=100 бэр

–ентген (–, R),  улон на килограмм ( л/кг, C/kg)

Ёкспозиционна€ доза, X

1 –=2.58*10-4  л/кг (C/kg)
    1  л/кг=3.88*103

–ад-грамм (рад*г, rad*g), √рей-кг (√р*кг, Gy*kg)

»нтегральна€ доза излучени€

1 рад*г=10-5 √р*кг
    1 √р*кг=105 рад*г

—мотри также:
—писок сокращений
 ак работает радиоуглеродный метод

Ќовые статьи на сайтах портала:
 ак работает менталитет краба?
 ак работают ѕле€ды?
    ѕроисхождение знаков осмос осмические объекты /
—колько дл€тс€ сутки?
    ѕроисхождение знаковЌаука‘изика в быту /
„то такое учебно-лабораторное оборудование
     ак работают вещи: статьићир вокруг¬с€ка€ вс€чина /
 ак Ђвключитьї новогоднее настроение? (часть 2)
     ак работают вещи: статьи„еловекѕсихологи€ /
 ак Ђвключитьї новогоднее настроение?
     ак работают вещи: статьи„еловекѕсихологи€ /
 ак работает голуба€ кровь?
     ак работают вещи: статьићир вокругѕрирода /

Ќовые комментарии:

√остева€ книга:
clydegr11 : Browse over 500 000 of the bes...
johnniefs3 : Teen Girsl Pussy Pics. Hot gal...
careyvw18 : Sexy teen photo galleries htt...
mattiebb2 : New sexy website is available ...
Legenda7 : –Т–Р–°–Ш–Ы–Ш–°–Ђ–Э–Ю –°–І–Р–°...
julianua69 : Scandal porn galleries, daily ...
Flintdooring : For cells growing in denial di...
hermanjo16 : Hot teen pics http://latina.p...
hermanbh60 : Dirty Porn Photos, daily updat...

”х ты!
а вы знаете, что такое јбракадабра? подсмотреть

© 2008-2011 ¬сЄ, права защищены.
»нтернет-журнал "как работают вещи"